Она – такое же творение Лои Фуллер, как и сам танец модерн. Две великие американки — Лой Фуллер и Айседора Дункан — давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». 3 ноября в российский прокат выходит фильм Стефани Ди Джусто«Танцовщица», рассказывающий историю изобретательницы танца модерн Лои Фуллер.
Реальная Лои Фуллер начала заниматься танцами гораздо раньше, чем экранная. Наверное, платье… И Фуллер, и Дункан делали большую ставку на развивающиеся одежды, которые не только усиливали эффект от танца, но и символизировали раскрепощение женщины. Его шили из натурального белого шелка, используя эскизы самой Фуллер.
Набрав группу учениц, Фуллер гоняет их по проселочной местности, заставляя то бежать, утопая в грязи, то, остановившись, импровизировать. На этом историческом фоне разворачивается еще и личная, косвенно связанная с искусством трагическая история успеха Лои Фуллер.
Центральной линией сюжета становятся напряжённые взаимоотношения Фуллер со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. Именно в это время в 1892 году в Париже появилась американская танцовщица Лои Фуллер, которая увидела в новых технологиях настоящее открытие для своей профессии и начала удачно их использовать. В 1889 году, репетируя свою роль в пьесе «Quack M.D.», она надела на себя длинную индийскую юбку. Стоя перед зеркалом, Фуллер взяла подол в руки и начала им размахивать.
«Танцовщица»: сколько в Лили-Роуз Депп от реальной Айседоры Дункан
Публика начнет отождествлять Дункан и Фуллер, и тогда художественный критик Луи Воксель скажет: «Айседора лепит, Лои — раскрашивает. Хотя взгляд на жизнь Фуллер у Стефани Ди Джусто действительно особый. Фуллер действительно тщательно продумывала костюмы, и ее легендарный почти цирковой номер «Серпантин» воспроизведен более или менее точно. Но только костюм в кадре и танцует.
Первые леди танца-модерн
Лои Фуллер (Loïe Fuller; наст. имя — Мария Луиза; 22 января 1862 года, Фуллерсбург, Иллинойс — 2 января 1928 года, Париж) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.
И если про Дункан в России, по вполне логичным причинам, найти информацию довольно легко, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике. Фуллер — автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, и многие из них вы можете изучить в специальном разделе Google о патентах.
Но были другие времена и каноны. Когда она пела особенно двусмысленные куплеты, ее розовые ноздрираздувались, словно она чуяла лакомое, и щеки рдели. Она все ещераскачивалась — ничему другому ее не научили в театре. Интересно, оказывается и кина кусок есть в инете. Наверно, раз съемки старые, то несколько убыстренные, но все равно видно , что танец энергичный.
В Париж танцовщица уехала в 1892 году, когда ей было 30 лет. Но такие неточности меркнут по сравнению с судьбой родителей героини. Уехав в Париж, Мария-Луиза оставила и маму, и папу в добром здравии, а в фильме отца героини зачем-то умертвили, причем весьма изощренно.
Как и Дункан, Фуллер нашла своего благодарного зрителя в Европе, куда переехала из Америки, оказавшейся не готовой к таким радикальным сценическим экспериментам
Получился странный танец с тканью, который привел публику в восторг. В фильме наряд выглядит очень даже правдоподобно. В диаметере платье составляло несколько десятков метров и имело бамбуковый каркас. По словам Соко, парить в этом наряде на высоте 2,5 метров для нее было очень не просто.
Если задать эти вопросы Стефани Ди Джусто, она наверняка сможет выдавить только пошлейшее: «Я так вижу». Однажды она обмолвилась, что «о настоящей Фуллер никто почти ничего не помнит»
И она вовсе не о танцах, а о том, как из самой некрасивой и не подающей никаких надежд девочки может вырасти настоящая звезда. Главное – найти себя и верить в то, что делаешь. Танцовщица», однако, вовсе не о ней – femme fatale мирового балета и русской поэзии Дункан здесь появляется лишь в нескольких, пусть и важных, эпизодах. Рождается, как и положено, в муках. Уже не молодая – для дебютантки – 25-летняя Лои сама придумывает и костюм, сотканный из десятков белоснежных лоскутков, и концепцию танца «Серпантин».
Разодетая почтенная публика театра «Гранд Опера» и полуобнаженная танцовщица – ключевой контраст переходного периода, в котором fin de siecle встречает Belle Epoque. Дитя прошлого века, героиня первой делает шаг в новое время и открывает дверь тем, кому предстоит править в будущем – в том числе и Айседоре Дункан. Их встреча – еще одна разрушительная история любви и предательства, каких в фильме несколько.
Фильм Ди Джусто – этакая поэтическая, то есть отчасти выдуманная биография, – в каком-то смысле восстанавливает историческую справедливость. Рассказывает о том и той, без кого не было бы ни танца модерн, ни эпохи модерн, ни, кажется, самой Айседоры Дункан. Лои в автобиографии вспомнит и то, как родился ее знаменитый танец «Серпантин».
Луи – покровитель Фуллер в ленте – был придуман режиссёром, потому что ей нужно было «мужское присутствие в фильме, который и так переполнен женщинами». В центре же – история другой американки, Лои Фуллер (ее сыграла француженка Стефани Скололински, более известная как Соко), придумавшей танец модерн. Фильм Стефани Ди Джусто – первая лента, которая рассказывает историю Лои Фуллер. Самое же удивительное, что изменения не мотивированы практически ничем: история Фуллер от них становится только скучнее.